

Старшие Арканы Таро содержат огромное количество смысловых пластов, в этом их сложность, и, одновременно, красота. Например, очень много интересного заложено в Таро Тота Алистера Кроули, и самим старым добрым дедушкой Алистером, и блестящей художницей Фридой Харрис - возьмем хотя бы арканы VI, Влюбленные, и XIV, Искусство (он же - аркан Умеренность в Райдере-Уэйте).
читать дальшеЕсли мы прикоснемся к глубокому оккультному смыслу этих карт, то, помимо прочего, в них наш мастер Терион зашифровал две стадии алхимического процесса - solve at coagula, разделение и сгущение. Причем, что интересно, если в карте Искусства об алхимии твердит абсолютно все, включая девиз за спиной у фигуры на карте и собственно само название аркана, то Влюбленные в этом плане у Кроули намного более скрытны. Уэйт показывает разделение намного более явно, одна из возможных трактовок иллюстрации Влюбленных в Райдере-Уэйте - это изгнание из Рая, это демонстрация, как нечто единое на божественном плане (ангел на верхнем плане карты) разделяется на мужское и женское, черное и белое, правое и неправое, чтобы обрести форму на плане материальном.
Но разделение на карте Кроули тоже есть, просто в случае дедушки Алистера перед нами предстает не процесс разделения единого на составляющие, а, скорее, результат этого процесса - и то, что мы делаем с этим результатом.
Влюбленные - это аркан выбора. Причем в отличие от других карт выбора (например, двоек числовых карт) это выбор из категории "till death do us part", тот, после которого "котик уже никогда не будет прежним". И на этой карте у Кроули изображены две разделенные фигуры, за спинами которых держатся красный лев и белый орел. Выбор, который на карте совершают эти фигуры, это выбор, соединяющий их руки в том самом жесте "till death do us part". Дорога к единству двух противоположностей заключается в совершении выбора: мы не сражаемся друг с другом и не противостоим друг другу. Мы - вместе.
Искусство показывает нам, к чему эта дорога приходит в своем конце. Орел остается орлом, лев остается львом, но они меняются цветами - красный с белым, белый с красным, оставаясь теми же, кем они являются, но перенимая свойства и качества друг друга. Там, где когда-то были две разные дороги, теперь дорога одна на двоих, и в алхимическом котле смешались огонь и вода, не уничтожив друг друга, но, вместо этого слившись воедино во что-то, что не является ни одним и другим.
Уже одно это дает нам безумно красивую метафору разговора про любовь, про общие дороги, про то, что каждый из нас, делая выбор оставаться с другим, соглашается меняться и переплавляться, оставаясь при этом в основе своей самим собой, не предавая при этом самого себя. Но Кроули не был бы Кроули, если бы в основе своей у него лежали не столько межчеловеческие отношения, сколько внутренние личностные процессы, происходящие с практиком по мере его собственного пути.
В этом смысле Искусство символизирует алхимический брак с самим собой. То, что Карл Густав Юнг называл бы результатом индивидуации, процесса интеграции в своей психике всего, кем ты являешься - твоей Тени, вытесняемой и презираемой тобой части; твоей Анимы или Анимуса - твоей внутренней Женщины, если ты мужина, и Мужчины, если ты женщина. "Твои демоны", - как бы говорит нам Кроули арканом Влюбленные, - "это не твои враги, это твои союзники. Вместо того, чтобы бороться с ними или пытаться уничтожить их сделай их частью себя, и сила их не будет мешать тебе, но, напротив, окажется в полном твоем распоряжении".
Этот путь в разы сложнее, чем попытка уничтожить своих демонов на корню, чем так грешит вульгарное христианство или многие подобные ему учения, и даже сложнее, чем попытка тешить собственное самолюбие "борьбой с собственной многогрешной природой". Гораздо проще пытаться подавить в себе желание ударить человека или действительно ударить его, чем использовать это желание для чего-то кроме того, чтобы его непосредственно ударить. Чем-то напоминает старую дилемму из мира Звездных Войн: джедаи считают, что эмоции опасны, и подавляют их; ситхи замечают, что они дают силу, но идут на поводу у эмоций вместо того, чтобы пользоваться ими. В конечном итоге ошибаются и те, и другие. Истинное Искусство, в полном соответствии с названием четырнадцатого аркана, кроется в том, чтобы использовать возникающие эмоции как ресурс: когда это желание уместно и соответствует осознанным решениям, пойти вперед на волне этой эмоции, а когда нет - мастерски направить эту энергию на что-то, где тебе требовалась энергия, но что не принесет миру, тебе и окружающим людям никаких лишних (то есть - не запланированных заранее) разрушений.
И это лишь один пласт в толковании этих двух Старших Арканов. На самом деле их гораздо, гораздо больше.